Монах Авель - пророк, предсказавший конец династии Романовых
В миру его звали Василий, фамилия Васильев, родом из Тульской губернии. Его отец был крепостной крестьянин. В 1774 году Василия женили против его воли. Супругу свою он не любил и желал от нее избавиться. В конце концов не выдержал тягот семейной жизни и задумал бежать. Но тут с ним случилась какая-то странная хворь, его стали посещать святые и шептать ему разные пророчества.
Кто такой монах Авель?
Едва поправившись после недуга, он все-таки бежал из дома и начал странствовать по Руси.
Примерно через 9 лет Василий остановился в Валаамском монастыре, где неожиданно у него открылся настоящий дар предвидения.
Рассказать об этом своим собратьям он побоялся, сделался монахом-отшельником и отправился странствовать.
Он много видел, много прочувствовал, многое пережил, и однажды после еще одной тяжелой хвори ему привиделись два ангела, которые сказали ему, что он пророк, вещий человек, который может предсказывать людям, кому на роду что написано.
Потом перед ним якобы явился сам Господь, который ласково беседовал с ним и наказал, что предсказывать ему предстояло не простым людям, а царским.
Их будущее зависит от его пророчеств. С этого времени он стал Авелем и решил поселиться в Николо-Бабаевском монастыре, принадлежавшем тогда Костромской епархии. Там он начал писать свою мудрую-премудрую книгу.
Примерно в 30 километрах от Ярославля, у поселка Некрасовское, был расположен этот один из древнейших монастырей России - Николо-Бабаевский.
Он сделался знаменитым после нахождения в нем монаха Авеля, прозванного позднее Вещим. Именно в кельях этого монастыря Авель начал писать свою пророческую книгу.
К поведению набожного монаха трудно было придраться. Авель выполнял все требуемые работы, читал молитвы, участвовал во всех богослужениях.
Но в свободное время уединялся в своей келье. Что он там делал? Писал? Но что? Он никому ничего не рассказывал, чем возбуждал к себе всеобщий интерес.
Говорил только, что хочет отразить на бумаге собранную им житейскую мудрость. Ему не очень-то верили. А что он часами делал в монастырской библиотеке?
По его словам, читал святые книги и делал разные мудрые выписки. На самом деле он продолжал сочинять свою книгу, в которой старался отобразить житие царствующих особ, их рождение и смерть...
В один прекрасный день он показал свои пророчества настоятелю. Тот мало что понял в его писанине, но почувствовал, что книжка вышла зловредная, направленная против царствующих особ.
От монаха не знали как избавиться. Своим гнусным сочинением он бросал тень на древнейший православный мужской монастырь.
В своей книге мудрой-премудрой Авель осмелился предсказать царствующей императрице Екатерине Великой скорую смерть и назвал даже дату -6 ноября 1796 года.
Настоятель истово начал креститься, тотчас собрал братию, которая постановила отправить Авеля вместе со страшной книгой к архиерею.
Тот просмотрел указанные места в его пророческой книге, перепугался куда больше настоятеля. Он сказал, что эта книга мерзкая, написана смертною казнею, и отправил Авеля к костромскому губернатору.
Тот пришел в ужас, затопал ногами, вызвал стражу. От губернатора закованного злополучного вещателя в закрытой повозке повезли в столицу, в Санкт-Петербург, на допрос.
Жизнь Авеля в Николо-Бабаевском монастыре
Николо-Бабаевский монастырь возвели в глухом месте при впадении реки Солоницы в Волгу еще в XIV в.
Авель знал, что основной причиной появления монастыря послужила найденная на бабайках - так назывались сложенные на берегу весла, используемые для сплава леса,- чудотворная икона с образом Святого Николая.
Эта икона стала знамением свыше и предрекла строительство монастыря.
В дальнейшем монастырь стал популярным не только среди иноков. В нем неоднократно бывал будущий поэт Николай Некрасов, который проживал на противоположном берегу Волги.
Сохранившиеся каменные здания, среди них главный Никольский собор, были выстроены уже после ухода Авеля.
Пришедшие к власти в 1917 г. большевики изменили жизнь в стране, изменилась жизнь и в монастыре.
Из Николо-Бабаевской обители вынесли все ценности, и даже те, которые могли быть связаны с именем Вещего Авеля, предрекшего кончину царского рода.
До 1980-х гг. в монастыре располагался диспансер. Потом и он прекратил свое существование.
Только начиная с 1998 г. Николо-Бабаевский монастырь начал снова действовать по своему церковному уставу, в нем восстанавливается история монастыря, биографии его главных обитателей.
Собор во имя Николая Чудотворца Николо-Бабаевского монастыря. Фото С. М. Проскудина-Горского. 1910 г.
Что предсказал Вещий Авель Екатерине II
Перед царскими властями Вещий Авель впервые появился в марте 1796 года. Его допрашивали в Тайной экспедиции (органе политического розыска).
И там монах дерзнул повторить предсказание царствующей императрице Екатерине Великой дату ее смерти. Скоро, очень скоро...
На допросе он также сказал, что, находясь в Валаамском монастыре, еще в 1786 году услышал с небес голос, который повелел ему идти в Санкт-Петербург и сообщить северной государыне, чтобы готовилась в долгий путь, жить ей осталось немного...
Монаха допрашивал генерал-прокурор Сената граф А. Н. Самойлов. И на вопрос, откуда у него такие мерзопакостные сведения, Авель ответил: От Бога. Генерал назвал его нечестивцем, безумцем, сказал, что отправит его в темницу, где он будет сидеть на хлебе и воде. Екатерине доложили о Вещем Авеле.
Государыня не захотела ничего слышать о нем. Просвещенную монархиню не интересовал монах, помутившийся разумом.
В Шлиссельбургскую крепость его. И пусть останется там до конца дней моих. Посмотрим, кто кого переживет,- сказала она.
Смерть Екатерины II
Но в начале ноября того же года государыня императрица почувствовала себя плохо, неожиданно занемогла, у нее кружилась голова. Екатерина Великая, как и предсказывал Вещий Авель, умерла 6 ноября 1796 года.
Шлиссельбургская крепость
Екатерина II (1729-1796) в шугае и кокошнике. Художник Э. Вигилиус
Монах. Художник М. В. Нестеров
После воцарения нового императора, Павла I, мудрая-премудрая книга среди секретных бумаг попалась на глаза князю Куракину. Он ее прочитал и рискнул показать молодому монарху, рассказал о пророке.
Павел, удивленный не менее Куракина, приказал вызволить несчастного монаха из Шлиссельбургской крепости и привести к нему.
Содержание беседы осталось в тайне. Известно только, что длилась она долго и в завершение Павел попросил благословения у Авеля во благо и во имя процветания всего царского рода.
Как сбывались пророчества Авеля
Авеля поселили в Александро-Невской лавре, окружили почестями.
С ним носились как с ценнейшей иконой, но он не выдержал подобострастия столичной жизни и снова отправился в Валаамский монастырь, где засел за написание новой книги.
В ней он предрек скорую насильственную смерть своего благодетеля Павла I и указал точный срок - 11 марта 1801 года.
Новая книга попала на стол митрополиту. Тот возмутился и отправил страшную книгу в Сенат. Оттуда ее переправили в канцелярию императора. Легко представить себе состояние Павла.
Он отдал приказ бросить негодника в Петропавловскую крепость и ждать следующего приказа. По всей видимости, тогда же Павел написал свое завещание.
Но решить судьбу Авеля монарх не успел. Наступило 11 марта 1801 года. Ночью заговорщики ворвались в его спальню. Павел был убит, насильственная смерть состоялась.
Так свершилось второе пророчество Вещего Авеля.
После похорон Павла и воцарения его сына Александра I монаха выпустили из крепости. Его отправили в Соловецкий монастырь, чтобы он постоянно находился там под присмотром настоятеля.
Авель снова засел за книгу. Теперь он пророчествовал о том, что в 1812 году французы войдут в Россию и спалят Москву. Он писал также о том, что император Александр I выгонит супостата.
До императора дошли слухи о новой книге монаха-вещателя. Он направил письмо архимандриту Русской православной церкви Илариону с просьбой выпустить Авеля и привезти его в Петербург.
Но Илариону не хотелось, чтобы Авель нажаловался царю, в каких тяжелых условиях он живет. В своем ответе архимандрит написал, что Авель приехать не может, у него тяжелое состояние.
Но Александр I догадался, о каком тяжелом состоянии шла речь, и в следующем письме потребовал, чтобы Авеля немедленно выпустили, дали паспорт, деньги и направили в Петербург.
Архимандрит направил письмо настоятелю. Тот все равно не хотел отпускать Авеля и задумал уморить вещего монаха. Но прежде настоятель попросил предсказать ему судьбу.
Авель сказал: Если не прекратите зло, то погибнете лютою смертию, останутся у вас вдовы и осиротелые чада. Этих слов оказалось достаточно, чтобы его тотчас выпроводили за стены монастыря.
Авель уехал в Петербург, а настоятель и еще несколько его помощников неизвестно отчего занедужали и вскоре скончались, как было сказано при прощании, Бог весть от какой хворобы.
Александро-Невская лавра. Кон. XIX в.
Башня Соловецкого монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского
Петербурге Авель императора не застал, он находился в отъезде за границей, с ним беседовал князь Голицын. Содержание разговора нигде не фиксировалось, известно только, что по просьбе князя монах начертал судьбы России и царей на сто лет вперед.
Последние годы вещего Авеля
Авель предсказал и кончину Александра I, и восстание декабристов, и гибель династии Романовых через сто с лишним лет. Князь был в ужасе, но, выполняя наказ императора, монаха отпустил.
При этом поставил одно условие: нигде, никогда, ни при каких условиях не заниматься предсказаниями, не делать больше никаких пророчеств, особенно касаемо жизни царственных особ, иначе ему несдобровать.
А так жить он может где хочет и как хочет.
Авель сдержал данное слово. Он замкнулся в себе и снова отправился странствовать. Несмотря на все невзгоды и лишения, он был здоров и душой и телом.
Побывал на Афоне, в Царьграде - Константинополе, Иерусалиме. Вернувшись на родину, не стал пророчествовать, опасаясь за свою жизнь. Знал, что теперь пощады ему не будет.
Он поселился в Троице-Сергиевой лавре. Но слух о вещем монахе уже распространился по всей стране, к нему в келью направлялись толпы народа, жаждавшие услышать его голос, его пророчества.
Но он молчал, оставаясь верен данному слову.
Вскоре вместо скончавшегося в Таганроге Александра I и накануне декабрьского выступления восставших офицеров в 1825 году на престол вступил Николай I.
Новый император был суров, напуган и не хотел слушать никаких пророчеств, не хотел знать никаких пророков.
По его приказу странствующего монаха Вещего Авеля схватили и отправили в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
Постаревшего Авеля привезли в этот монастырь в 1826 году. Он прожил в нем еще пять лет.
Он уже ничего не писал, ни о чем не рассказывал, вел уединенный образ жизни и даже на прогулку на тюремный двор выходил редко.
Он скончался 29 ноября 1841 года на 84-м году жизни. Его погребли без всяких почестей за алтарем монастырской Никольской церкви.
Возвращение памяти об Авеле
Примерно 20 лет просидел Авель в крепостях и тюрьмах. Там и делал свои записи. Вплоть до конца XIX века продолжались поиски его основных трудов, спрятанных среди секретных бумаг в разных монастырях и крепостях.
В 1875 году в журнале Русская старина появились выдержки из его писем и Жития. Сами же книги пророчеств - несколько тетрадок - найти так и не удалось.
Александр I (1777-1825). Художник С. С. Щукин
Спасо-Евфимиев монастырь находится на окраине древнерусского города Суздаль и очень почитается верующими. Его основал в 1352 г. суздальско-нижегородский князь Борис Константинович как крепость для защиты от врагов.
Главный храм монастыря - белокаменный Спасо-Преображенский собор был построен в конце XVI в. Недалеко от него у стены находится могила выдающегося русского князя Дмитрия Пожарского.
По распоряжению Екатерины в 1766 г. в монастыре была сооружена тюрьма.
Именно в эту тюрьму в 1826 г. по указанию императора Николая I был заточен Вещий Авель. О существовании этой внутренней монастырской тюрьмы мало кто догадывался - она была огорожена высокими стенами.
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря
Предсказание монаха Авеля российским императорам
В столетнюю годовщину кончины императора Павла I - 11 марта 1901 года - в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга проводилась заупокойная панихида.
Собравшиеся вспоминали погибшего от рук злодеев в своей спальне императора.
Его трагическую смерть 11 марта 1801 года якобы предсказал странный инок, называемый Вещим Ввелем, который был приглашен монархом на частную беседу.
Набожный и мнительный Павел поверил монаху и заранее оставил потомкам свое завещание, которое он повелел вскрыть лишь через сто лет после его смерти.
Император Николай II вскрыл конверт с сургучными печатями... То, что он прочитал, повергло его в большое смятение.
От книги предсказаний монаха Авеля остались одни фрагменты.
Но и они удивительным образом свидетельствуют о странной прозорливости этого упорного человека, которого больше чем чумы боялись священнослужители.
Была бы их воля, они давно заживо сгноили бы его. Он нес такую крамолу... Императоры же проявляли к нему странное внимание, приглашали инока к себе, беседовали с ним.
Он пользовался их добротой и вещал свое. Только ничего хорошего они от него не услышали.
Императору Павлу, который особенно благоволил к этому монаху, тот написал, что ...коротко будет царствие твое, и вижу я лютый конец твой... от неверных слуг мучительную кончину примешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями.
Все, кто присутствовал на панихиде 11 марта 1901 года, узнали об этом пророчестве. Узнали, но боялись говорить вслух. Уж слишком откровенно, слишком напрямую вещал странный монах.
Откуда он взялся? Уж не затаил ли какую злобу этот, может быть, обиженный на всех императоров человек, потому и поносил их, предрекая им тяжелые кончины. Кто знает...
Последнее предсказание монаха
Считается, что в завещании Павла, вскрытом во время панихиды, было записано дальнейшее предсказание Вещего Авеля. Последнее.
Оно касалось жизни и опять же... тягостной кончины будущего, последнего всероссийского императора. Вот краткое содержание послания.
Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную... На венец терновый сменит он корону царскую... Война будет..
По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водой, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут.
Накануне победы рухнет трон царский. Брат на брата восстанет... власть безбожная будет бичевать землю русскую, кровь и слезы напоят землю русскую. Придет бесовское племя.
Николай II с орденом Святого Владимира. Художник Г. М. Манизер
Павел 1(1754-1801). Художник С. С. Щукин
На Николая II знакомство с посланием произвело тягостное впечатление. Он старался не поддаваться настроению, но окружающие заметили перемену в его поведении.
Вот что писала по этому поводу обер-камерфрау Мария Федоровна Герингер, которая состояла при особе ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны:
В то мартовское утро 1901 года государь после возвращения из поездки в Гатчинский дворец, где в запечатанном ларце хранилось завещание императора Павла, был очень печален.
Он не сказал близким, что было написано покойным императором, но почему-то при случае стал говорить о грядущем 1918 годе как роковом для него лично, для династии Романовых и для России...
Ко времени прочтения Николаем II завещания Павла I Вещего Авеля не было на земле уже 60 лет. Но, увы, его предсказания удивительным образом продолжали сбываться. Одно за другим.
После Первой мировой войны в России началась революция, Николай II был вынужден отречься от престола.
Его с семьей сослали сначала в Томск, затем в Екатеринбург, где без суда и следствия варварским образом в 1918 г. расстреляли всю семью. Тела добивали штыками, потом сбросили в пустой колодец.
Страшная гибель. Вспоминал ли он перед расстрелом завещание императора Павла?
Власть в стране безраздельно принадлежала большевикам, бесовскому племени.
Как и предвещал Авель, следом началась Гражданская война, священников изгоняли из церквей, из которых выносили все ценное, брат пошел на брата, полилась народная кровь, настало время безбожия...
Валаамский монастырь в XIX в.