Славянские руны
Славянские руны. Существовал ли рунический алфавит у славян? Исследователи считают этот вопрос спорным, потому что уж лишком мало фактических доказательств этого. Черноризец Храбр в своем трактате «О письменах» упоминает об использовании славянами-язычниками «черт и резов» для гадания, что позволяет предположить возможность существования славянских рун. Речь идет о сообщении знаменитого болгарского монаха Храбра, который в своем «Сказании о письменах славянских» говорит: «Будучи язычниками, славяне не имели ни книг, ни азбуки, а читали и писали посредством зарубок и черточек». Некоторые ученые связывают со славянскими рунами письменность «Велесовой книги», что опровергается другими исследователями, не признающими ее подлинность: все найденные памятники рунического происхождения написаны на древнегерманском, англосаксонском, древнескандинавском и шведском языках (потому и допускают различную интерпретацию).
Сторонники существования у славянских народов рун пытаются найти эти доказательства, хотя бы и косвенные. В качестве неоспоримого факта приводится свидетельство немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, описывавшего славянский храм Радегастра, который был возведен на землях лютичей. На найденных там фигурках были обнаружены надписи, которые не соответствовали ни одному руническому алфавиту, что позволяет предположить, что они имели славянское происхождение. Как аргумент, выдвигается упоминание писателем Аль-Массуди, жившим в X веке до н.э., насечек в виде знаков на одном из славянских храмов. Приводится также выказывание арабского путешественника Ибн Фодлана о существовании у славян надписей на столбах.
Для подтверждения применения славянами рун в качестве доказательства используются находки археологического плана - керамика с отрывками надписей, например черепки, относящиеся к Черняховской культуре (Украина). В 1967 году, в раскопках села Войковское на Днепре был найден глиняный сосуд славянского происхождения. Надпись на нем не подается расшифровке никаким алфавитом из всех имеющихся письменных систем при наличии сходства с рунической символикой. В графике обнаружены руны футарка: Дагаз, Гебо и Ингуз. Как типичный пример применения славянами рун и рунического памятника славянской культуры приводится одно из вятических височных колец XII века, на лопастях которого выграви- рованы знаки, среди которых есть руна Альгиз, обычно присутствующая в руническом строе Старшего футарка. Ее код - защита от колдовства, злых воздействий на человека. В 1936 году в Польше на территории Позненской области нашли камни, известные как Микоржинские.
Ученые относят надписи на них к культуре венедов (балтийских славян). На камнях обозначены руны с именами соответствующих им богов.
В германо-скандинавской мифологии боги свои, но обычно проводится параллель между ними и римскими божествами. По связи с ними руны классифицируются следующим образом:
- Фрейру - богу растительности в скандинавской мифологии посвящены 8 рун - Феу, Уруз, Турисаз, Ан-суз, Радо, Каньо, Гебо, Вуньо.
- богу Хагу посвящены 8 рун - Хагалаз, Наутиз, Иса, Йера, Айваз, Перт, Альгиз, Соулу.
- Тиру (Тору), богу грома, бури и плодородия, посвящены руны Тейваз, Беркана, Эваз, Манназ, Иннгуз, Ла-гуз, Дагаз и Отал.
В славянской мифологии боги имеют иные названия. Ниже приведена информация о рунах северовендского строя с указанием соответствия каждой из них со славянским божеством.
Мир (рис. 19). В германском футарке эта руна называется Madr или Mannaz (Человек). Сама ее форма - это образ Древа мира и образ человека, стоящего с поднятыми к небу руками.
Белбог. Внутреннее «я», божественное от природы, часть, хранящая непреходящее знание и непреходящую жизнь, символ Древа мира. Чисто славянское значение - символ сил, настраивающих мир на абсолютный порядок.
Чернобог (рис. 20). Это антипод Белбога, бог-шут, бог-паяц, разрушитель порядка, усраивающий хаос, желающий зла и приносящий его. Руна Чернобог - это как бы тень человека, вечно стоящая за его левым плечом. Она взрывает магический круг, размыкает замкнутую систему, разрушает существующие связи. По своему начертанию данный символ близок к германским рунам Перт и Хагалаз.
Алатырь (рис. 21). У славян это камень, который лежит в основании мира, горстка земли, которую боги подняли со дна океана первичности, из которой произошло все. Данная руна является его символом и отражением. Она означает центр Мироздания, начало и конец всего сущего, равновесие, закон возвращения на круги своя.
Радуга (рис. 22). Эта руна символизирует дорогу, линию между порядком и хаосом, без начала и конца. В германской мифологии она означает дорогу, которая называется Райд. Знаменитый эзотерик Кастанеда охарактеризовал ее как руну «пути, у которого есть сердце». Современные рунологи используют применительно к ней девиз: «Делай, что должен, и будь, что будет».
Нужда (рис. 23). Эта руна связана с богом по имени Вий (бог Нави, бог Нижнего мира), который ведет по пути неизбежности, предписанности и неотвратимости судьбы. Она также соотносится с понятиями тьмы, смерти и всесжигающего подземного огня. Ее можно назвать еще и руной запрета в осуществлении желаемого, ограничения возможностей в материальном плане. В германском руническом строе она соответствует руне Науд, переводимой как «нужда».
Крада (рис. 24). Это слово у славян символизирует жертвенный огонь. Руна также имеет значение огня, соответствуя германским знакам Гебо и Кано. Так как огонь- знак очищения, она символизирует высвобождение, раскрытие, воплощение задуманного, реализацию как итог стремления к цели.
Треба (рис. 25). В германской мифологи эта руна посвящена богу Тору, второму по значению после Оди-на, управляющему громом, бурями и плодородием. По своему значению она равнозначна слову «жертвоприношение». Данная руна подразумевает принесение в жертву собственного «я». Она также включает в себя такие понятия, как твердость духа и воинственность.
Сила (рис. 26). Сила - это символ, который соответствует руне из германского рунического строя Старший фу тарк Зиг (Соулу).
Он означает магическую способность изменять мир вокруг себя и в самом себе, раскрепощать сознание. Кроме того, она символизирует победу, так как обрести ее можно, лишь победив свое внутреннее «я», раздвинув границы разума.
Ветер (рис. 27). Данная руна связана с богом из славянской мифологии Белесом, олицетворяющим богатство, плодородие и мудрость. Он учил «пра-отцев наших пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилища, и чтить его как отца Божьего» («Велесова книга»). Ему приписывают обязанность встречать людские души у ворот ада. Эта руна является олицетворением одной из главных магических сил - стихии Воздуха, своеобразным флюгером реальности, направляющим волю и дух и наполняющим душу вдохновляющими порывами.
Берегиня (рис. 28). В нордическом рунном строе Берегиня является руной судьбы и жиз- ни. У славян она олицетворяла силу человека, ограждающую от злых воздействий в любую минуту его жизни, где бы он ни находился. Она хранила теплый дух семьи, служила оберегом ее честного имени, была символом материнского начала. Название руны связано с Богиней-Матерью, ведающей плодородием и воплощением новых душ на Земле, с которой связывают ее славяне.
Уд (рис. 29). Данная руна связана с юным и прекрасным богом весны Бальдром, который является сыном Одина (в скандинавской мифологии) или Велеса (у славян). Бальдр по своей мифологической сути тождественен славянскому богу Ярови-ту (Яриле). Само слово «уд» (phallus) означает «конечность», «член». Магическая суть данной руны - любовь, огонь, страсть.
Леля (рис. 30). В скандинавской мифологии эта руна носит название Логр (Лагуз, Лагу). Ее имя связано с богом Одином. Славянская Лель приходится Велесу дочерью, она сестра прекрасного бога Ярилы, олицетворяющая стихию Воды, ее живительную силу, текучесть. Как и юная богиня, данная руна является символом цветения, молодости, пробуждения, любви и стремления.
Рок (рис.31). Рок - неотвратимая судьба, предопределенность, данная свыше невидимыми и непознаваемыми силами. Одноименная руна у славян символизирует запредельность, недоступность сознанию, непроявленность духа, реальность на уровне ощущений.
Этот символ соответствует скандинавским рунам из ряда Старшего футар-ка - Эваз, Перт и Хагалаз.
Опора (рис. 32). Эта руна символизирует опоры,столпы мироздания и его центральную вертикаль - столб магов (шаманов), совершающих свое восхождение к небу для получения откровений со столба, являющегося осью, в которую выстроились сами же боги. Суть данного символа - поддержка богов, укрепление духа, обретение твердых позиций.
Даждьбог (рис. 33). Даждьбог у славян - самый почитаемый бог. Он является богом солнца и света, Буквально это предок, прародитель, пращур, обеспечивший человека всем: солнцем, светом, теплом, движением, управляющий сменой времен года, дня и ночи. В скандиновской мифологии ему соответствует Фрейр. Он являлся символом рога изобилия, котлом не-иссякающих благ. Значение руны в раскладах при гадании означает божьи дары, приобретение,» благополучие, удачный итог.
Перун (рис. 34). Данная руна связана с повелителем грома и молний Перуном. Этот грозный бог, которого изображали с неизменным атрибутом войны топором, требовал в жертву человеческую растительность. В знак покорения Перуну люди сбривали волосы на голове и бороды. В магическом смысле его воспринимали как олицетворение мощи. Руна означает в гадании могущество, жизненную силу, толчок.
Есть (рис. 35). Это руна жизни и естества. Она символизирует движение, естественную смену жизненных периодов, рост и обновление.
Исток (рис. 36). Суть данной руны- замерзание, недвижность, ледяной покров. Согласно северной мифологии мир произошел из замерзшего зернышка снега - единственной градины. Исток содержит в себе силу в состоянии покоя, дремлющее движение и развитие. В раскладах эта руна трактуется как застой в делах.