Йоркширская ведьма - кто скрывался под этим прозвищем?
В 1684 году в Лондоне вышло книга чудесных и удивительных предсказаний, автором которой считалась некая дама по имени матушка Шиптон, односельчане звали ее Йоркширской ведьмой. Жила она в деревне Нэйресборо, недалеко от Йорка. Кем она была на самом деле?
Кто такая Йоркширская ведьма?
Эта дама, она же Урсула Шиптон, Урсула Саутэйл, в стихотворной форме рассказывала о своих видениях - пожаре в Лондоне, нашествии смертельной чумы, победе английского флота над испанской флотилией Армада.
В будущем они стали реальностью. Книга быстро сделалась популярной. В места, где жила матушка Шиптон, стали приезжать люди.
И сегодня пещеру в Нэйресборо, в которой она якобы родилась и жила, посещают тысячи любопытных. Они хотят взглянуть на места, где колдовала эта предсказательница, хотят побольше узнать о ее пророчествах.
Жители Нэйресборо знают историю Йоркширской ведьмы наизусть. Интерес к ней и ее предсказаниям не угасает уже свыше 450 лет!
Они любят выступать в роли гида. А рассказать есть о чем и показать есть что. Облик ведьмы красуется на витрине любой книжной лавки, а среди сувениров всегда найдется ее статуэтка.
Но знающие люди говорят, что такой сувенир не принесет в дом добро - Йоркширская ведьма была страшна как смерть, а ее глаза зло светились в темноте, проникая в душу человека.
Конечно, все это сказки для туристов. Но на самом деле, кем была Урсула Шиптон? Почему сохранилось к ней не ослабевающее внимание даже в наши дни?
Урсула родилась, по некоторым данным, в 1488 году. Ее родной городок Нэйресборо в те времена был деревней на речушке Нидд, ничем особенным не отличался.
Места в округе были дикие, заповедные: мрачный замок, оставшийся от завоевателей норманнов, одинокие домишки, разбросанные по зеленым холмам, овраги, пещеры, в лесу местами торчали из-под земли странные скальные выступы, называемые почему-то колодцами.
Согласно преданиям, осенью, когда туманы сгущались, к пещерам и этим выступам слетались разные духи, ведьмы и прочая нечисть на свой шабаш. И начиналось...
Самый знаменитый вид на Нэйресборо
Откуда взялась Урсула Шиптон
В одной из пещер рядом с рекой и появилась на свет Урсула. Это имя латинского происхождения, означает оно медведь, в данном случае медведица. Кто назвал девочку таким свирепым зверем, неизвестно.
Отца ее никто толком не знал, а мать умерла при рождении.
Внешне Урсула была ужасна. Ни одна сиделка не хотела с ней заниматься и воспитывать.
Голова крупная, волосы во все стороны, нос крючком, вся в прыщах и жуткие, выпученные, сверкающие недобрым огнем глаза.
Говорили, что уже в первые годы после рождения она проявила свой ведьминский характер: заставляла всю мебель двигаться вокруг себя, а посуда в такт прыгала по полкам, падала наземь и разбивалась, чему очень радовалась девочка.
Жители обходили ее дом стороной.
Есть и другие сведения о ее рождении. Якобы Урсула появилась на свет без родителей. Не было у нее ни матери, ни отца.
Каким-то образом появилась она на окраине Нэй-ресборо прямо среди каменных столбов, торчащих из-под земли, среди магических мест поклонения и ворожбы ведьм и колдунов, избравших их для своего шабаша.
Правда, деревенские все-таки признавали, что у Урсулы была мать. Ее родила вполне земная женщина, но падшая, изгнанная за пределы селения. Ее звали, кажется, Агата.
Ничего особенного она собой не представляла и потому никому не запомнилась.
Говорили, что к ней в гости захаживал некоторое время один пришлый незнакомец, похожий на черта: ноги с копытами, на голове рожки. Кто видел, не признавался, но все утверждали, что он похож на черта.
В трактир входил, никогда не раздевался, ни с кем не здоровался. И пил в одиночестве. Одним словом, урод с того света.
Едва Агата забеременела, как он исчез из деревни. Никто о нем больше не вспоминал. Вот в него ребенок и уродился, такой же уродливый, только без рогов.
Пещера, в которой, по легенде, родилась Урсула
Зарождение магических сил
Однажды, когда ее воспитательница ушла на рынок, девочка решила устроить ей веселую встречу. Она не любила опекуншу, всячески изводила, строила ей мелкие козни.
Та отвечала девочке взаимностью, основательно шлепала, пытаясь отучить от проделок, но напрасно. Урсула была злопамятной и обид не прощала.
Едва воспитательница вместе со знакомыми крестьянами и крестьянками, чуть навеселе после принятия пары кружок эля, вошла в дом, как пол у них под ногами зашатался, все вокруг завертелось, и потолок улетел куда-то в сторону.
Женщины пустились в пляс и не могли остановиться, а мужчины летали по воздуху, хватались за все, чтобы остановиться, но только набивали себе шишки. Вся эта катавасия кончилась полным разгромом дома.
Когда мужчины и женщины пришли в себя, то оказалось, что девочки нет дома.
Они бросились ее искать и нашли в кроватке, которая улетела наверх и оказалась подвешенной к печной трубе. Это были бесовские проделки, в которых участвовала и Урсула.
В школу ходить она не хотела, так как едва она появлялась в классе, как на нее все ученицы показывали пальцем: такая страшная, зачем ей учиться, пусть на рынке показывает свою страшную рожу и получает за это деньги...
Матушка Шиптон
Дьявол. Фрагмент росписи капеллы Джотто ди Бондоне
Слово шабаш пришло в наш язык из иврита, в своей основе оно означает субботу, день молитв.
В христианской же мифологии у него появилось прямо противоположное значение - ночные сборища ведьм и прочей нечисти, поклоняющихся Сатане, или дьяволу, или Вельзевулу, на которых совершали жертвоприношения, устраивали веселые пляски и бесстыдные вакханалии.
В Средние века верующие верили в реальность существования ведьм, которые избрали своим поводырем, своим пастырем Сатану, противника Бога, представителя адского племени.
Католическая церковь даже считала грехом отрицание существования ведьм и проводимых ими шабашей. Поэтому в эпоху Йоркширской ведьмы такие верования были сродни реальности.
Представления о существовании второй магической жизни, закрытой, тайной, в которой владычествуют бесовские силы, складывались веками.
Изначально они были вызваны страхом человека перед необъяснимыми и пугающими явлениями природы, а также столкновениями с психическими отклонениями человека, например, одержимостью, которые считались или проявлением высшей божественной воли, или, наоборот, бесовскими происками.
Почему люди не любили Йоркширскую ведьму
Местные жители Урсулу не любили, в гости не приглашали, всячески ее сторонились. Но и она никому не навязывалась в друзья, сидела у себя в пещере, потихоньку ворожила.
К ней наведывались страждущие женщины, болезненного вида мужчины, у каждого свои проблемы, свои недомогания.
Девочка помогала чем могла, давала разные снадобья, советовала, как избавиться от хвори, от дурных сновидений, разных предчувствий. Так она становилась отшельницей, знахаркой, ведуньей, значит ведьмой.
В двадцать лет к ней стали приходить сваты. Она всех отвергла. И вдруг, на удивление всем сама выбрала себе жениха, причем самого сильного в деревне, самого красивого парня, самого деятельного, плотника Шиптона.
И он согласился на ней жениться. По деревне, конечно, тотчас пошли слухи, что она его приворожила, опоила чем-то колдовским, вот он и поддался. Не к добру это.
А вот как пройдут его чары, как увидит он, какое страшилище взял себе в жены, так и сбежит. Но плотник не сбежал, отделал домик, превратил его в уютное жилище.
Урсула рожала ему детей, продолжала знахарскую и пророческую деятельность.
Именно тогда ее стали называть матушкой Шиптон, а между собой - Йоркширской ведьмой. Слава о ее чудесном даре излечивать, предсказывать быстро вышла за границы деревни.
К Урсуле стали приезжать жители из дальних деревень.
Она приобрела многие знания из сельской жизни, подсказывала, когда надо сеять, когда убирать урожай, что следует сделать, чтобы пошел дождь, как приворожить любимого, чем отвадить зверей, губивших посевы.
Урсула продолжала гадать, предсказывать пожары, наводнения, эпидемии, и... многие ее предсказания сбывались в точности. Это и бесило жителей Нэйресборо.
Природная пещера в районе Северного Йоркшира
Дом матушки Шиптон
Суд над ведьмой
В конце концов всем надоело присутствие у себя под боком ведьмы. Стали жители опасаться, как бы эта чумная женщина не спалила их дома, не затопила улицы, не навела порчу на урожай или, того хуже, на домашнюю скотину.
Стали они подозревать ее в разных кознях: у кого кобыла сдохнет, тотчас все пальцем указывают на Йоркширскую ведьму, ребенок заболеет, она виновата.
Говорили, что у нее в доме происходили шабаши, куда слетались всякие потусторонние твари, которым она давала разные задания...
Жители пожаловались на нее в деревенский совет. Мало того, составили письмо, в котором указали все ее происки. Ведьма она, изгнать ее из деревни!
Дело дошло до Йоркширского магистрата. На суд пригласили жителей деревни и саму Урсулу. Все пришли. Судья выслушал обвинения и предоставил слово обвиняемой.
Тут Урсула рассказала, что козни против нее строили сами жители деревни, называла их по именам, говорила, что кто натворил, прикрываясь ее именем, еще она предсказала каждому кару небесную за клевету и болезни.
Более того, запугала насмерть судью, сказав, что он скоро заболеет и будет сильно страдать. Бедный судья был не рад, что взялся за это дело.
Жителей выгнали из суда, а Урсулу отпустили, взяв обещание, что она не будет наводить порчу на магистрат.
Что предсказывала Йоркширская ведьма?
Урсула вернулась в Нэйресборо победительницей. Теперь она никого не боялась, теперь все боялись ее. Никто не знал, что она тоже взялась за перо.
Но писала не жалобы, а составляла книгу своих предсказаний, причем в стихах. Тогда как жители деревни были неграмотные, Урсула выучилась читать и писать, знала также латинский.
Она вообще много чего знала, только никому из деревенских не рассказывала.
Жизнь ее протекала спокойно в заботах о семье, никаких бедствий на родную деревню, ни пожаров, ни наводнений она больше не предрекала. А вот о дальнейших событиях задумывалась.
Зачем, с какой целью предсказывала она события, которые могли произойти через сто, двести и более лет, никто не знает.
Книга Йоркширской ведьмы
Урсула пережила и Генриха VIII и малолетнего Эдуарда VI, который стал прототипом главного героя книги Марка Твена Принц и Нищий, а также королеву Джейн Грей, Марию Кровавую.
Скончалась она в век Елизаветы I в 1561 году. Все это она описала в книге, которая вышла в Лондоне в 1684 году.
Например, она писала, что войска доблестного короля Генриха VIII в 1513 году вторгнутся в Нормандию, будет много крови, но будет и победа. Предсказание сбылось в точности.
Она пророчествовала, что Лондон постигнет страшное бедствие в 1666 году, очевидно пожар. Так и случилось. В ее книге есть высказывания о том, что в Старом Свете появятся новые виды овощей, которые привезут из-за моря. Так и случилось.
Христофор Колумб, открывший Америку в 1492 году, привез в Европу картофель, табак. Она предсказывала, что наступят времена, когда мысли людей будут передаваться по воздуху, когда по воде будет плавать железо и перевозить людей. Она многое что предсказала...
Изображение матушки Шиптон на вывеске аттракциона Пещера матушки Шиптон
Издание ее книги в 1684 году заставляет усомниться в некоторых ее пророчествах, чистосердечно признался ее лондонский издатель Ричард Хэд.
Он же вынужден был сказать о том, что сам поразился предложенной ему писанине, зачитался, и оставил нетронутыми предсказания Урсулы о будущем развитии, в частности, о новинках технического прогресса, о которых он сам впервые узнал.
Книга предсказаний Йоркширской ведьмы произвела на него большое впечатление. Вот почему он ее исправил и решился выпустить.
Публике будет интересно познакомиться с предсказаниями. И оказался прав. Книгу мигом раскупили.
Правда, в дальнейшем некоторые исследователи отмечали, что стихи Урсулы довольно туманны, расплывчаты, они в некоторой степени похожи на предсказания французского астролога Нострадамуса.
Но тем не менее эта женщина, жившая в глуши, с этим все согласны, не знавшая основ цивилизации, отдаленная от техники, сумела оторваться от своего времени, от своих насущных проблем и заглянула на столетия вперед.
В этом проявился не только ее провидческий дар, но и естественное человеческое любопытство - заглянуть в будущее, представить его и объяснить себе и людям.
Впоследствии также выяснилось, что издатели, в том числе ее редактор Ричард Хэд, не только приписали ей некоторые пророчества, но и приукрасили ее биографию.
Значит, и в последующих изданиях редакторы могли приложить руку к тексту Урсулы.
В 1862 году английский писатель Чарльз Хиндли тоже выпустил книгу Йоркширской ведьмы и во время перевода со старого английского на новый он внес в текст свои коррективы.
В частности, там появились новые строки о конце света в 1881 году.
Во время проведения лексической и графологической экспертизы Хиндли также признался, что кое-что подправил в текстах Йоркширской ведьмы.
Он старался сделать ее писания более понятными читателю. Но от его правки предсказания матушки Шиптон своего значения отнюдь не потеряли. Интерес к ним сохранился до нашего времени.
Визит к ведьме. Художник Э. Бретоул
Изображение ведьмы на христианской карикатуре
Вот одно из предсказаний матушки Шиптон:
Шторм взбороздит ревущий океан, во мгле
Восстанет Гавриил на небе и земле.
Смерть мира старого он протрубит в свой рог
И миру новому придет рождаться срок.
И пламенный Дракон небесный свод пересечет
Шесть раз, доколе старый мир умрет.
Я слышу, как дрожащая земля вскричала,
От этих шестерых предвестников финала...
Горящий хвост Дракона - знак таков:
Паденье духа, всех людских грехов.
Пред тем как все пророчество свершится,
Мой склеп сгорит, и дух освободится.
13500