Лучшие старинные русские гадания
Большинство стариных русских гаданий приурочивалось к большим и малым годовым праздникам церковного календаря, перекликавшимися со старинными языческими действами. В этой статье вы можете узнать простые и достоверные старинные гадания нагих предков.
Происхождение старинных русских гаданий
Старинные русские гадания популярны до сих пор. Полуязыческий, полухристианский строй верований, понятий и образа народной жизни наложили свой отпечаток и на гадальные ритуалы русской деревни.
Причем в народной религии было принято отмечать праздники «вместе» со всеми существами, населяющими Мать сыру землю, независимо от их языческого или христианского «происхождения».
Вот и получалось, что на Пасху славяне вроде как ограждались молитвой и крестным знамением от «нечистой силы» и тут же христосовались с ней! - ведь согласно языческим и народным поверьям, на Пасху даже черти катают крашеные яйца на перекрестках, поскольку это один из излюбленных праздников всех сверхъестественных существ!
Есть все основания предполагать, что некогда существовал определенный годовой порядок повседневных, ритуальных, обрядовых и праздничных гаданий.
В Древней Руси летосчисление велось не от Рождества Христова, а от сотворения мира, поэтому Новый год совпадал с астрологическим и отсчет нового календарного года начинался с марта.
Поэтому совпадал со временем пробуждения природы и новым циклом земледельческих крестьянских работ.
При Иване III, Великом князе Московском, последним месяцем года считался август, а Новый год начинался 1 сентября. Встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января начали в России всего лишь 300 лет назад при Петре I.
После принятия юлианского, а потом и григорианского календарей порядок гаданий перепутался, позабылся.
Кроме того, не следует забывать, что официальная церковь никогда не одобряла «языческие непотребства» и выступала против сохранения элементов языческой обрядности в народной культуре.
Славянский год начинался с Коляды или зимних святок и продолжался до Крещения. Вечером накануне Рождества (свадьба Дажьбога и Марены по языческому календарю) ходили по домам мальчишки и девчонки с «вертепом и звездою» - колядовали.
Читали стишки-щедровки, пели песенки-колядки, за это одаривали их гостеприимные хозяева подарками - сластями, а то и деньгами.
Многие исследователи полагают, что коляды носили на Руси не только аграрно-магический и ритуально-поминальный, но и любовно-брачный характер.
Так как гадать на святки считалось к сватовству, сговоркам, рукобитию, отводинам и прочим предсвадебным, свадебным и послесвадебным обрядам.
На какие праздники можно гадать
Наши предки гадали во время крещенского сочельника (день Кащея и Белеса);
На Масленицу - зимний языческий праздник поминовения, дошедший и до наших дней, - пекли блины, устраивали кулачные бои в память о предках, славили вступивших в брак и символически наказывали холостых и незамужних;
Потом был пост, совпадавший с языческими воспоминаниями-мифами о том, как шел Дажьбог в царство Кащеево за украденной Мареной;
11 февраля надень Белеса - «коровий праздник», замещенный днем «Власия - сшиби рог с зимы», гадали на животных, кормили коров хлебами и поили их крещенской водой; 18 февраля гадали на день Марены, замещенный днем святой Мариамны-праведной.
В народном календаре она была названа Маремьяной-кикиморой, «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре, а также кикиморе-судьбе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы».
В первой половине марта закликали весну, гадали на комоедицы - праздник пробуждения медведя;
Всю весну славили Ладу, Лелю, Ярилу, а во второй половине марта поминали усопших, справляли тризны.
Ппричем во времена язычества само слово «тризна» имело значение, отличное от сегодняшнего «погребального пира», и означало «бой» или «ристание» - «дра-тися по мертвеци».
Украинцы до сих пор называют четверг Великой недели «Навським Великднем», т.е. днем навьев - мертвецов.
4 июня на Ярилин день славили бога весеннего плодородия, устраивали празднества, подобные древнегреческим мистериям в честь Диониса.
Наконец, с 19 по 24 июня праздновались русалии и день Ивана Купалы - кульминация языческой обрядности.
Эти дни сопровождались ритуальными плясками, игрищами, танцами-хороводами, разжиганием костров, пусканием горящих колес, молениям духам вод, купанием в росах...
20 июля отмечался день Перуна с обильными жертвоприношениями, обрядом срывания венков - посвящением девушек в женщины.
В августе отмечались зажинки и дожинки, сопровождаемые разнообразными ритуалами аграрной магии - гаданиями и прочими действами, связанными с началом и окончанием жатвы.
В сентябре наступало время общинных пиров со славословиями Рода и рожаниц, с пением ритуальных песен и питьем меда из ходившей по кругу ритуальной чаши-чары, разнообразными гаданиями, жертвами богам хлебов и животных.
Так как гадать наши предки старались в праздники или накануне их, есть все основания предполагать, что «языческая пятница» была своего рода божеством и покровительницей духов усопших.
По этой причине ритуальные гадания проводились в ночь с четверга на пятницу.
Многие исследователи видят в этом очередное доказательство двойственности славянских верований. Дело в том, что в европейской, да и в отечественной демонологии четверг считается наиболее благоприятным днем для контактов с «нечистой силой».
Вместе с тем обряд прикармливания и высматривания домового именно в четверг косвенно свидетельствует о том, что в языческой мифологии и магической практике этот день был посвящен духам жилища.
Не сохранилось особых указаний на предмет того, какие же места особенно подходят для гадальных ритуалов, вместе с тем наиболее пригодными считались нежилые темные места - овины, бани, чердаки и подвалы.
Известны гадания, которые надлежало проводить у деревенской околицы, на раскрестках, на росстанях, на погосте, на церковной паперти, на берегу реки, зимой - у проруби, у колодцев и водоемов...
Гадание на Крестопоклонной неделе
Пекут «кресты» в среду и запекают в них кольца, деньги и крест. Кому крест достанется - трудно жить будет или умрет скоро, кольцо - замуж выйдет или женится, деньги - богатым станет.
Гадание на замужество с лентой - кладут под горшок ленту из косы, под другой - кольцо. Кто ленту-косоплетку достанет, той дома сидеть, кто кольцо поднимет, замуж пойдет.
Гадание на Троицу
- Накануне Троицына дня свивают по венку на каждого члена семьи и в рожь кидают. На Троицу вынимают и в речку пускают; чей венок не поплывет, а сразу потонет, значит пришло ему время умирать.
- В четверг перед Троицыным днем девицы собираются вместе, чтобы вьюнки завивать - прутья на березе вьюночком оплетают и лентами связывают, венки плетут и на ту березку надевают, после варят на всех кашу и едят. После каши кидают ложки через березу и примечают: куда ложка черенком упадет - оттуда и суженого ждать, туда и замуж отдадут.
- Перед Троицыным днем собирается молодежь и угощается яйцами и маслом перед тем, как вьюнки завивать; в Духов день вьюнки развивают и в речку бросают. Чей вьюнок поплывет - тому долгую жизнь пророчат.
- Гадание на замужество в Троицын день - бросают в реку березовые венки и примечают:
Потонет чей венок - к смерти, на месте закружится - дома сидеть по избе кружить, поплывет чей венок - к большому плаванью, к отъезду из дому родительского, к замужеству или свадьбе.
Гадания о ведьме
- Если кого заподозрили в ведьмачестве, то берут нож с изображением креста на рукоятке и бросают через голову -- тогда ведьма откроется.
- Мажут салом детские башмаки, и тогда ведьмы не могут выйти из церкви, пока в ней находятся дети.
- Во время обедни на Рождество становятся на скамейку, сделанную из нового дерева и смотрят: кто отвернулся от алтаря - те ведьмы и есть. После чего нужно быстрее идти домой, чтобы ведьмы не настигли и не растерзали увидевшего их сразу же после службы.
- Если посмотреть в глаза человека обычного - увидишь свое собственное изображение, а ведьму можно узнать по тому, что изображение в ее глазах перевернуто.
Старинные русские гадания по звукам
«Слово не воробей, выскочит - не поймаешь», - говорили в народе, наделяя речь и звук чудодейственным свойством предсказывать и изменять течение судьбы. Гадание на будущее с помощью «голосов» было очень популярно на Руси.
Вещими на Руси считались колокольный звон и скрип полозьев, стук топора и звуки, извлекаемые «коловерчением» в снегу...
Главной особенностью гаданий «на крестах» или «росстанях» считалось «припадение» к Матери-Земле, чтобы внимать «ее голосу».
Прежде чем «слышать голоса», гадающий должен был ввести себя в состояние некоторого эйфорического экстаза - вращением на одной ноге, движением по кругу и так далее.
Как гадали на Руси
Гадание по собачьем лаю
Это гадание на будущее расскажет о возможном замужестве. Гадание на лай - становятся на взгорке, книзу спиной, набирают снегу в сарафан и сеют из подола, приговаривая:
«Полю, полю бел снег, взлай, собачка, у свекра на дворе, у свекрови на печи». После слушают: в какой стороне, на каком дворе собака залает, туда и замуж отдадут.
Гаданье-полотье на хмельнике
- Идут на хмельник (место в лесу, поросшее диким хмелем, или огород, где выращивают хмель), набирают сзади в подол снег, полют и приговаривают:
«Полю, полю белый снег на собачий след, взлай, собаченька, у свекра - на цепи, у свекрови - на печи, у милого моего - на постельке!»
После слушают: в какой стороне собака залает - в той и жених живет, грубым голосом лаять будет - за старого замуж выходить, тонким - за молодого.
- 2. Полют снег на хмельнике, набирают в полу снег, после сыплют горстями через левое плечо, приговаривая три раза подряд: «Полю, полю снег, лай, собачка, на чужой стороне», - и слушают, где собака залает.
Гадание со скалкой - колотят скалкой по верее и приговаривают: «Собачка, собачка, залай у свекра на цепи, у свекрови - на печи, у жениха моего - на постели».
Гадание по скрипу
Гадание в бочке-квашенке - трут мутовкой снег в бочке или в опарнице и слушают скрип, будто имя чье раздается, - так и суженого звать-величать будут.
Гадание скрипом - вертят в снегу кол и слушают: имя какое выскрипится - так и суженого величать будут. Еще ворочают оглоблю - тогда подвертка мороженая скрипит и будто бы имя мужское невнятно выскрипывается.
Гадание на санях - трогают на санях полозья и скрип слушают: какое имя проскрипит-выскрипится, так жениха или невесту звать будут.
Гадание с лошадью
Гадание у конюшни - подкатываются по снегу к воротам конюшни рожей кверху со стороны улицы и слушают: начнет лошадь переступать, ходить или фыркать, значит и поезду свадебному скоро быть, если тихо будет - и свататься не приедут.
Гадание у ворот - валятся на снег, подкатываются к соседским воротам и стучат мутовкой - заржет лошадь или зафыркает, значит возьмут в этом году замуж.
Гадание на лошадь - вечером, когда заведут лошадей в конюшню после работы, собираются девки, валятся на снег, подкатываются к воротам и трижды приговаривают:
«Добрый конь, скажи - не соври, скажи - не утаи, выйду ль я замуж, али нет?» После примечают: заржет конь, загремит уздой - значит замуж возьмут.
Гаданье-обскакиванье - близ полуночи девушки обскакивают колодец против солнца - три раза на левой ноге и три раза завораживаются: «Место чертово - черт с тобой!».
После слушают: закапает в колодце вода - быть замужем, не закапает - этот год дома сидеть. Перед тем как идти домой - развораживаются: обскакивают колодец по солнцу - три раза на правой ноге и три раза приговаривают: «Богово место - Бог с тобой!»
Гадание у хлебного амбара - ночью близ полуночи идут к житнице, обскакивают ее три раза против солнца на левой ноге и приговаривают:
«Место чертово - черт с тобой!» После замолкают и слушают: посыплются хлеба - за богатым жить, послышится заметание - за бедного выходить. Перед тем как идти спать, развораживаются.
Гадание на будущее по звуку
Гадание в риге - идут в крытую ригу и, если есть там немолоченные скирды, выкликивают суждения разные на счет доли своей и судьбы: если на какое из них откликнется - звуком, шорохом или шевелением каким, значит доброму быть, и суждение исполнится.
Гаданье - дутье в замок - идут к амбару и в замок дуют: послышится, будто рожь в сусеках пересыпают, - за богатого идти; послышится, будто кто голиком метет, - бедный муж достанется.
Гадание на паперти - идут в церковь ближе к полуночи и слушают на паперти в замок: услышат «Исайе, ликуй» - к замужеству, «Со святыми упокой» или «Вечная память» - к смерти. Идти нужно одному и ни с кем по дороге не здороваться и не разговаривать.
Гадание по семи картам - кладут семь карт за пазуху и идут к церкви: какое первое слово там услышат, по нему о будущем своем и судят.
Гаданье-подслушиванье под окнами - как доткут девки полотна, так берут доски-ценовницы и идут с ними под окна чужие - подслушивать, загадывая заранее, что люди говорить будут:
О хлебе или зерне - к богатству, о лошадях и бубенцах - к замужеству, об одеже или о досках - к смерти.
Гадание на звон - услышав звон в ушах, спрашивают друг дружку, в каком ухе звенит; при этом загадывают желание на исполнение. Правильно отгадают - и желание сбудется.
Старинные русские гадания на предметах
Гадания на решете
- Обыкновенно на решете гадают женщины замужние, и только в том случае, если кого-нибудь заподозрили в обмане или воровстве.
Утверждают решето на большом пальце, после отводят руку в сторону и начинают произносить вслух подозрительные имена. На чьем имени решето шевельнется, тот и признается виноватым в содеянном.
- Сверху решета привязывают ножницы, потом зовут двух человек, чтобы утвердили они концы-кольца на средних пальцах, после чего гадалка-ворожея начинает спрашивать:
«Черный украл? Рыжий украл? Седой украл? Пегий украл?...» Стоит только решету завертеться - смотрят, после какого вопроса, после чего начинают толковать гадание и выяснять - кто правый, а кто - виноватый.
Гадание на псалтыри
В древней Руси вещими считали довольно интересные гадания на пcaлтыре, а делались эти гадания следующим образом:
- Пишут вопрос на листке бумаги, произвольно открывают псалтырь и вкладывают в него записку, примечая псалом, на котором открылась книга. Берут ключ, вкладывают его в книгу - стержнем с вырезами внутрь, кольцом - наружу.
Крепко связывают веревкой или бечевой, чтобы псалтырь не раскрылся и ключ не выпал, привязывают кольцо к веревке и надевают на указательный палец гадающего.
После чего ворожея начинает читать известный ей псалом. Завертится псалтырь на пальце - гадание удалось, все сбудется к лучшему, не завертится - худой знак.
- Гадающий задает вопрос, произвольно открывает псалтырь и читает открывшийся псалом, после чего ворожея-гадалка истолковывает ему прочитанное.
Гадание на бобах
Берут ровно сорок один боб и делят без счету на три части. Берут первую часть в левую руку, а правой отсчитывают по четыре боба, откладывая в сторонку, до тех пор, пока в руке не останется три, два или один боб. Остаток кладут в первую линию - рядом с первой частью.
Берут третью часть, отсчитывают по четыре боба и кладут остаток в первую линию - рядом с третьей частью. Составляют вторую линию из бобов, отлагаемых в сторонку, - и тоже в три порядка.
Третью линию составляют тоже в три порядка, но без счету, - из бобов, оставшихся после первых двух линий.
Второй порядок в первой линии - это голова, третий порядок в первой линии - это рука; второй порядок во второй линии - сердце, третий порядок в третьей линии - ноги.
По «голове» судят о настроении и учености, по «руке» - о бедности или богатстве, по «сердцу» - о радости или печали, по «ногам» - о получении посылки, о предстоящем путешествии, об исполнении желаний.
Чет в гадательном порядке предвещает препятствие или преграду на пути исполнения желания, нечет - успех, удачу, благоприятствование в делах.
Гадание на воде
Обыкновенно гадают по понедельникам, однако лучшее время для гаданий - четверг. Используют водогадание главным образом для уличения похитителя-вора.
Собирают в одном месте заподозренных и подозрительных людей, ставят на стол чашку с водой, после чего водогадательница пишет имя каждого на листках бумаги и бросает записки в воду.
Чья записка не потонет, а заскользит по поверхности, тот и признается виноватым.
Гадания о будущем молодоженов
«Скрыванье» - как приходит время молодым идти в подклеть (нижний этаж деревянного дома), в горнице дружка завертывает пирог в один конец полотенца, а другой - со стола опускает.
По тому, как скатится пирог, угадывают, сын или дочь народятся: верхом вниз - дочь, вверх - сын. Вот почему и называют это гадание на рождение ребенка - скрываньем.
С помощью каравая можно провести простое гадание кто родится - спустятся молодые в подклеть и улягутся, так дружка каравай по горбу девкиному скатывает. Ляжет хлеб верхнейкоркой вниз - девка родится, нижней- парень.
Гадание на рождение ребенка за «красным столом» - на второй день свадьбы - за «красным столом» зачинает дружка хлеб рушить и на стол кидать. Упадет первый кусок горбушкой вверх - ждать им первенца-сына, вниз - дочь.
Гадание кто родится на калаче - берут молодые калач с обеих сторон и тянут в разные стороны. Чья половина больше окажется, тот и будет в семье верховодить.
Тещино гадание - ставят посреди невестина двора квашню, покрывают скатертью, кладут сверху хлеб и ставят склянку.
Невестина мать встречает молодых, едущих из церкви, в вывороченной наизнанку шубе, сидя на ухвате, кочерге или же метле. Скачет навстречу им подвору с горшком с водой и овсом. Все это дарит она зятю.
Тот должен вылить воду с овсом на гриву коня и отдать пустой горшок дружке. Бросит дружка горшок в сторону, и если он разобьется - сын первым родится, уцелеет - дочка.