Что такое Дельфийский оракул?
Латинское слово оракулум (говорю, прошу) в древнегреческие времена являлось, по сути, божественным. По запросу верующих о будущем от имени божества отвечал специальный жрец, которого именовали почетным словом оракул. 6 дальнейшем под оракулом понимали уже само место, где происходило предсказание. Дельфийский оракул как место предсказаний появилось в Греции на склоне горы Парнас возле Коринфского залива.
Что такое Дельфийский оракул?
Согласно греческой мифологии, это святилище основал сам бог Аполлон, он хотел, чтобы в нем оракул предвещал людям волю самого главного бога - Зевса. Но получилось по-другому.
Популярность Дельфийского оракула
Рост популярности Дельфийского оракула начался примерно в 1600 году до нашей эры и своего пика достиг к V веку до нашей эры.
Прослышав об удивительных пророчествах, которые якобы всегда сбывались, к горе Парнас прибывали люди не только из Эллады, но и из других частей света.
Шли пешком, ехали на мулах, плыли на кораблях и по тропинкам пробирались высоко в горы. И несли с собой дорогие подарки. Посещение храма, желание услышать пророчества требовали ценных подаяний.
Развалины храма Аполлона в Дельфах
Среди посещавших храм были и именитые люди, заморские короли, принцы, а также скрывавшие свою деятельность придворные астрологи.
Все они приносили с собой изделия из слоновой кости, золота, серебра, драгоценных камней. Это были статуи, вазы, дорогие ковры, одежды, украшения.
По дошедшим до нас сведениям, храм был уставлен золотыми статуями, серебряными ритуальными сосудами, греческими вазами из коричнево-черной керамики с росписью на темы подвигов греческих богов.
Все это богатство свидетельствовало о величии и процветании храма.
Площадка для самого оракула была выбрана особая, в окружении скал, обилии зелени, множества источников, природных расщелин и пещер.
Согласно греческому мифу, в этих местах Аполлон убил злого змея Пифона, который преследовал его мать еще до его рождения, и здесь же закопал останки чудовища.
Плоть зловредного змея медленно разлагалась, и из каменных расщелин, из его могилы еще долгие времена исходили дурманящие пары. Если человек усиленно вдыхал воздух с этими испарениями, то у него наступало головокружение, он впадал в транс и нередко начинал говорить что-то не очень вразумительное.
Эту бессвязную речь жрецы толковали так, как им было выгодно.
Предварительно они расспрашивали гостя, откуда он прибыл, что хочет узнать о своем будущем или о будущем своей страны, или же об исходе предстоящей битвы.
Выведав эту информацию у гостя, жрецы, не мудрствуя лукаво, предсказывали события так, как это было выгодно гостю. Случалось, правда, что они запугивали гостей.
Особенно из числа тех, которые принесли, на их взгляд, не очень щедрые подарки.
Камень Сивиллы в дельфах
Как проходил процесс предсказаний на оракуле
Из древнегреческой истории мы знаем, как проходил процесс предсказаний, какие вопросы задавались и какие давались на них ответы. Вот несколько примеров:
Вопрос: Что надо сделать, чтобы не допустить поражения в битве?
Ответ: Это зависит от нашей козы. Если она перестанет пить воду, то Аполлон перестанет защищать людей, и гибель их станет вероятной. Но мы напоим козу, и тогда победа будет на вашей стороне.
Вопрос: Как разбогатеть, что для этого надо сделать?
Ответ: Деньги не помогут богачу в опасности. От них исходит все зло. Любовь к деньгам разрушит города, и люди погибнут. Человек должен трудиться и помогать бедным. Деньги же следует отдавать жрецам, они найдут им достойное применение на общее благо. И так далее и тому подобное.
Кто были такие Пифии Дельфийского оракула
В скором времени опытных жрецов заменили юные хорошенькие предсказательницы. Выбирали их из родовитых семей, после обряда посвящения называли пифиями, по имени змея, или сивиллами.
Их обучали искусству говорить стихами предсказания. Девушек учили многим секретам жрецы, они же по-гречески профеты, как их называли в те времена.
Перед пророчеством пифии мылись в источнике, затем их обряжали, давали чистые белые одежды. Они распускали волосы, на голову им одевали лавровый венок.
Но не всё и не всегда получалось у них складно. Войдя в транс, они говорили не совсем то, что хотелось бы услышать жрецам. Однажды случился еще больший казус.
Некие приезжавшие высокие гости соблазнили одну молодую пифию, за ней другую. Перед жрецами пифии признались, что больше не девственницы. Их с позором изгнали. Что делать?
Вместо девственниц пришлось приглашать старух.
Как осуществлялись прорицания
Прежде чем приступить к прорицаниям, эти новоявленные седые вещательницы, как и предыдущие, жевали листья лавра.
Слегка одурманенные дубильными веществами и токсинами, они сжигали на каменном жертвеннике ячменную муку, затем садились на треножник и вдыхали испарения-дурманы, исходившие из расщелин.
Постепенно они начинали что-то бормотать. Когда пифии входили в полный транс, их бормотание усиливалось.
Они спускались с треножника, начинали танцевать, продолжая выкрикивать и далее что-то малопонятное. Жрецы растолковывали их фразы как предзнаменования Дельфийского оракула.
Как мы понимаем сегодня, особого умения в таких предсказаниях не было. Жрецы были сведущими людьми, от прибывавших к ним людей они знали, когда и где следует ожидать то или иное сражение.
Они знали, кто выйдет в поле и против кого начнется битва. Им оставалось только предсказать победу тому сопернику, который, по их предположению, был сильнее.
Дельфийская пифия. Художник Микеланджело
Сивилла. Художник Веласкес
Сивилла. Художник Бакьяччи
Слава Дельфийского оракула продолжала распространяться по всему миру. Дельфийский оракул вещал не каждый день.
Просить его о помощи, о предсказании можно было только один раз в месяц, не более девяти раз в году, кроме трех зимних месяцев. Без предначертаний оракула не обходилось ни одно важное государственное решение Древней Греции.
Предсказание для царя Лидии Креза
Однажды богатый царь Лидии Крез (595-546 до н. э.) задумал выступить против известного царя Персии, отважного полководца Кира Великого.
Перед этим он решил подстраховать себя и спросить совета у разных предсказателей, сможет ли он победить, каков будет исход битвы.
Однако для проверки правильности ответа Крёз поступил хитро, он направил своих послов к разным оракулам. У каждого посла был один вопрос: чем сейчас занят царь Лидии Крёз?
На этот вопрос правильно ответили только греческие оракулы, они разгадали уловку царя (очевидно, в этом им помог сам посол) и сказали: что , царь Лидии варит черепаху в панцире...
Крёз был доволен ответом. Тогда он задал свой главный вопрос: каков будет результат в его войне против Кира? Ответ его также вполне удовлетворил: Крёз вступит в битву, и будет разрушено великое царство.
Крёз, уверенный в своих силах, смело отправился навстречу врагу. Но он не просто проиграл битву, он потерпел сокрушительное поражение, его царство было разрушено.
Кир вступил на территорию Лидии. Крёзу оставалось либо покончить с собой, либо сдаться на милость победителя.
В отчаянии он спросил Дельфийского оракула: почему его обманули? Жрецы сказали ему, что все правильно, великое царство было разрушено. Но это царство самого Крёза.
Дельфийские профеты выкрутились из щекотливого положения. Возразить Крёзу было нечего, он оказался в плену у Кира.
Как Дельфийский оракул прекратил свое существование
Достигнув в V веке до нашей эры пика славы, Дельфийский оракул в дальнейшем стал терять свою популярность.
Зарастали многочисленные тропки, ведшие к святилищу, к храму Аполлона, к месту, где пифии вещали свои предсказания. Стало меньше богатых подношений, разрушались стены храма.
Старые пифии мало кого интересовали, а молодые не хотели заступать на их место.
В 290 году до нашей эры власть над Дельфами перешла к Этолийскому союзу, затем ему на смену пришел императорский и рабовладельческий Рим. Дельфийский оракул практически прекратил свое существование.
В конце I века до нашей эры Дельфы разграбили племена фракийцев.
Римский император Феодосии I, сторонник христианства и враг язычества, выпустил ряд указов, согласно которым Дельфийский оракул был запрещен, многие же храмы, в том числе бога Аполлона, были разрушены. Феодосии прославился также тем, что отменил проведение Олимпийских игр.
Феодосии I (Великий) (346-395)
Модель античного святилища Аполлона в Дельфах