Альбер Робида - художник, предвидевший будущее
Во время проведения в Париже в 1900 году Всемирной выставки многие посетители французского павильона обратили внимание на удивительные картины известного художника-карикатуриста Альбера Робиды. Он изобразил странные военные машины, которые летали, двигались по земле, плавали под водой и, самое страшное, стреляли друг в друга. В фантастических сценах была какая-то обреченность... Он что-то предвидел?
Кто такой Альбер Робида?
Будущее художник представлял в развитии военной техники, которая приведет к череде войн. И он оказался прав.
В Первой мировой войне 1914-1918 годов впервые были широко задействованы самолеты, танки, подводные лодки. В начале XX века Альбера Робиду стали называть художником-провидцем.
Его дальнейшие рисунки, а также книги навеяны успехами развития цивилизации, несущей не только многие блага, но, как ему казалось, разные масштабные беды.
Робида - необычный художник
Увлечение рисованием у него началось со школы. Он прекрасно изображал на бумаге своих одноклассников, преподавателей.
Собственно, это были шаржи, карикатурные наброски, в которых ему, мальчишке, удавалось схватить характерное не столько во внешности, сколько в характере личности.
Он каждому показывал, какой по сути этот человек: ленивый или активный, завистливый или добродушный. Над рисунками смеялись, показывали друг другу.
У Альбера появились не только новые друзья, но и враги. Последних было больше. Особенно обижались на него преподаватели. Они не хотели быть посмешищем в глазах своих учеников.
Дело дошло до директора. Тот вызвал к себе ученика-шаржиста и спросил, не делал ли он зарисовки на него, директора школы. Альбер испуганно ответил отрицательно.
Тогда директор вручил ему карандаши, коробку с красками и потребовал нарисовать его сейчас же.
Вначале Альбер отказывался, но директор убедил его, что не будет наказывать, даже если портрет окажется явной карикатурой. Альбер принялся рисовать.
Когда портрет был готов, директор школы поблагодарил юного художника за прекрасную работу. Он оставил портрет себе на память, а краски и карандаши по- дарил Альберу и предсказал ему большое будущее.
К сожалению, к увлечению своего сына нотариус Робер, проживавший с семьей в Компьене на юге Франции, отнесся без особого энтузиазма. Он хотел, чтобы Альбер пошел по его стопам, стал нотариусом.
Это хорошая профессия, денежная. Альбер упрямился, хотел уехать в Париж, учиться на художника, но пойти против воли отца не решился.
За рабочим столом нотариальной конторы, втайне от всех он, как и в школе, рисовал, набрасывая образ посетителей, сотрудников. Получались шаржи, карикатуры.
Сотрудники не поняли юмора и обозлились. Отец запретил ему заниматься рисованием на работе и в сердцах разрешил отправиться в Париж, учиться на художника.
Ночь в опере в 2000 г. Рисунок 1882 г. Работы Альбера Робиды на Всемирной выставке 1900 годаВ 1883 году появилась его первая книга Двадцатый век, в которой он наряду с текстом своими рисунками показал, какие технические чудеса появятся в новую эпоху, что ждет человечество в новом столетии.
В начале 1900 года его пригласили оформить павильон Франции на Всемирной выставке.
Первая Всемирная выставка
Идея проведения всемирных выставок принадлежит принцу Альберту, супругу королевы Великобритании Виктории, выходцу из Германии, герцогу Саксонскому, который не вмешивался в государственные дела, зато всецело сосредоточился на проведении общеполезных мероприятий по вопросам науки, техники и культуры.
Первая Всемирная выставка была организована в Лондоне в 1851 г., для которой возвели знаменитый Хрустальный дворец.
В нем демонстрировали промышленные изделия и произведения искусств 40 государств, включая Россию.
На Парижской выставке 1900 г. большее внимание было уделено именно технике и увеселительным мероприятиям.
Для привлечения посетителей инженеры соорудили колесо обозрения диаметром почти в 100 м, появился телескоп-великан длиной 60 м, показывались аэростаты, самодвигающиеся машины будущего.
Картины Альбера Робиды как нельзя лучше соответствовали техническому характеру выставки, показывали будущее развитие цивилизации, но с другой стороны, служили предостережением - чрезмерное увлечение военной техникой приведет не только к конфликтам, но и к масштабным войнам.
Выставка пользовалась большим вниманием, за 210 дней ее посетили 51 миллион человек.
Современные всемирные выставки проводятся под разными тематическими лозунгами, экспозиция которых должна отвечать самым насущным потребностям всего человечества.
Открытие первой Всемирной выставки в Хрустальном дворце в Лондоне 1 мая 1851 г.Что отражал в своих картинах Альбер Робида?
Жизнь в Париже была нелегкой. Юное дарование проходил практику у разных художников и не всегда был доволен тем, как его обучали. Денег на пропитание не хватало.
Приходилось браться за карандаш и ручку, делать наброски, эскизы, готовить смешные жанровые сценки и с ними выходить на улицу.
Их покупали, юного художника хвалили, но денег едва хватало на оплату съемной комнатушки на Монмартре, квартале художников, и на пропитание.
Тем не менее Альбер не унывал. Он верил, что настанет день, и он завоюет Париж, добьется признания горожан не только как мастер веселого рисунка, но и как предсказатель будущего.
Ему очень хотелось показать то, что еще никто не видел и что в своем богатом воображении видел он. Для осуществления его планов нужны были деньги.
Предвидение будущего
По совету некоторых профессионалов Альбер отнес свои карикатуры, портреты, жанровые сценки в разные юмористические журналы.
В одном из центральных их внимательно посмотрели, улыбнулись и попросили принести еще. Вскоре 18-летнего Альбера Робида взяли в штат.
Так он сделался сотрудником юмористического издания Журналь амюзан (Развлекательная газета). Вскоре его рисунки стали появляться в самых известных печатных изданиях того времени: парижская жизнь, Филипон, их печатал также венский сатирический журнал Блоха.
Многие подмечали особенность творчества Альбера Робиды - предвидение будущего.
Вольно или невольно он в своих работах, в которых отражал повседневную жизнь парижан, заглядывал в завтрашний день, оснащал квартиры невиданными приборами, например телефонами и даже видеофонами, изобретал аппараты для всасывания пыли и мусора.
Всемирная выставка в Париже. 1900 г.Книга-предсказание Альбера Робиды
Альбер Робида не только писал свои футуристические картины, делал жанровые зарисовки, но проявил себя также и как мыслитель, глубоко переживавший за состояние общества.
Его волновали прежде всего сообщения о создании нового вида энергии - электричества.
В 1880 году в Берлине по рельсам стал двигаться первый трамвай на электротяге, а в США вместо газовых фонарей вставляли лампочки Эдисона и освещали города, в России электролампами осветили колокольню Ивана Великого в Кремле.
Но газеты не писали о другом - как электричество будут использовать военные. У художника разыгралось воображение. Он стал рисовать, рисовать, рисовать...
Электрические пушки, которые стреляют электрозарядами, подводные лодки с аккумуляторами, бронированные машины с электродвигателями, аэропланы.
Альбер не мог толком объяснить, почему его так заинтересовало электричество, но нутром он чувствовал, что оно не только облегчит труд, но и создаст многие горести.
На недоуменные вопросы друзей Альбер отвечал: Я ничего не могу с собой поделать, я так вижу развитие мира, поэтому стараюсь предостеречь человечество.
Книга-предсказание Электрическая жизнь с картинками автора появилась в Париже в 1890 г. Робида писал в ней, что все дома преобразятся, так как строить их будут из... прессованной бумаги.
В них не останется кухонь, их заменят особые наружные лифты, которые будут подавать фасованную пищу прямо в квартиру. А разъезжать по городу, вернее летать над ним, люди станут на воздушных омнибусах.
Вот фрагмент из его книги-предсказания.
"Вдалеке виднеется старинный собор Парижской Богоматери, над которым сооружен ажурный железный каркас, поддерживающий на высоте 80 метров над башнями собора огромную платформу.
На этой платформе помещаются главная контора воздушных омнибусов, полицейский участок, рестораны и концертный зал.
Невдалеке отсюда высится башня Сен-Жак, увенчанная на высоте 50 м огромным циферблатом электрических часов и платформой, к которой пристают наемные воздушные экипажи.
Моды в 1952 г. Рисунок из графического романа Двадцатый век. 1883 г. Революция 1953 г.Батальон женского превосходства, выступающий на баррикады Аэроомнибус Крутящийся дом
Подобные же сооружения высятся над крышами домов и 100 000 площадок для летательных аппаратов. Здания напоминают башни и сверху донизу покрыты колоссальными рекламами.
Среди огромных сооружений особенно выделяются станции больших воздушных линий, верфи воздушных заатлантических кораблей и большая центральная станция труб электропневматического сообщения.
От нее во все стороны расходятся трубы, поддерживаемые длинными виадуками на железных арках или проходящие под холмами сквозь туннели.
Особенно выделяются маяки городских кварталов, воздушные полицейские управления и участки для наблюдения за порядком в атмосфере.
Некоторые кварталы покрыты такой густой и запутанной сетью электрических проводов, что кажутся окутанными гигантской паутиной.
Раскинувшиеся во все стороны провода в некоторых местах мешают полетам по воздуху. Из-за них происходит немало несчастий, особенно по ночам.
Несмотря на яркий свет маяков и фонарей, пассажиры подчас оказываются убитыми электрическим разрядом или обезглавленными какой-нибудь проволокой, не замеченной вовремя".
В книге автор поместил многие свои рисунки. И глядя на изображенные им воображаемые невиданные машины, легко представить себе линкоры, танки, подводные корабли второй половины уже XX в.
Прежде всего следует отметить, что Робида каким-то внутренним чутьем предугадал не только дальнейшее развитие науки и техники, но предвидел и катастрофы, которые переживет человечество в XX в.
Королева Великобритании Виктория (1819-1901) и принц Альберт (1819-1861)Прошлое, настоящие, будущее в книгаз Альбера Робиды
Книги Альбера Робиды были очень популярны в Европе. Дошли они и до России. В домашней библиотеке семьи будущих революционеров Ульяновых находилась книга Робиды Часы минувших эпох.
Ее читали все. Удивительно, но в ней автор предсказывал события начала XX века и указывал, что после Первой мировой войны в России произойдет смена власти, революция сметет царский режим.
И указал срок - 1924 год. Это знал будущий вождь пролетариата Владимир Ленин. Робида немного ошибся - революция в России произошла раньше, в 1917 году, а в 1924 году умер ее вождь Владимир Ульянов-Ленин.
В конце книги Альбера Робиды Часы минувших эпох есть такие пророческие строки:
"Позади каждой эпохи видна новая, позади каждого поколения уже слышны шаги последующего, которое выступит на сцену, когда наступит его час на глазах вечности".
Художник - философ и предсказатель Робида чувствовал, как прошлое перетекает в настоящее, как будущее неизбежно становится прошлым, и отражал это в своих рисунках и книгах.